Заметки юриста. Электронная подпись при регистрации сделки – плюсы и минусы

Практика регистрации сделок купли-продажи недвижимости с помощью интернет-ресурсов и электронных подписей, учитывая сложившуюся в России и мире ситуацию с распространением коронавируса, будет продолжаться и развиваться.

Ситуация в стране и мире действительно серьезная, но жизнь не останавливается. Пока по-прежнему работают многие государственные и муниципальные органы и организации, в том числе МФЦ, банки и отделения Росреестра, а также не исчезла необходимость в продаже и покупке недвижимости – люди по-прежнему рождаются и умирают, вступают в наследство и регистрируют сделки, а также не желают терять свои деньги из-за падения рубля и цен на нефть.

 

 

Задача этой небольшой статьи – разъяснить, что такое электронная подпись, а также дать ответы на вопросы: 
• Какие электронные подписи существуют?
• Как и где их можно получить?
• Достаточно ли выгодно их использовать при совершении сделки и существуют ли гарантии безопасности?

 

Об электронной подписи

Обратимся к Федеральному закону от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который отменил существовавший ранее закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. Закон поясняет, что электронная подпись есть информация в электронной форме, которая используется для подписания документа и для индивидуализации лица, подписавшего документ (что-то вроде индивидуального шифра) при совершении гражданско-правовых сделок. Существуют простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различается два вида усиленной электронной подписи: неквалифицированная электронная подпись и квалифицированная электронная подпись. И только квалифицированная электронная подпись является единственным вариантом электронной подписи, который можно использовать при подписании договора купли-продажи недвижимости – она является полноценным аналогом обычной подписи и позволяет доказать авторство подписанного документа, а также гарантирует отсутствие изменений в документе после подписания. Степень надежности обеспечивается наличием ключа электронной подписи (ЭП) и сертификата ключа проверки ЭП. Электронная подпись, как и сертификат ключа проверки, выдается в виде бумажного или электронного документа аккредитованным удостоверяющим центром – разумеется, за деньги. Удостоверяющих центров много – цены разные. Для того чтобы использовать квалифицированную ЭП, всегда нужен сертификат ключа проверки. Согласно ст. 13 указанного выше закона, удостоверяющий центр действует в качестве юридического лица, прошедшего аккредитацию и занимающегося выдачей электронных подписей, их защитой и обеспечением сохранности, а также способствует установке компьютерных программ, обеспечивающих подписание документов с помощью ЭП. На мой взгляд, понять все это сразу не совсем просто, особенно людям постарше, а использовать для проведения разовой сделки дорого и непрактично, особенно когда продавцов несколько (например, 5-6 человек) и покупателей, к примеру, 2 или 3. Проще и дешевле, когда нотариус, по Вашему заданию, готовит договор, а затем сам передает его на регистрацию в Росреестр. Проще также будет подготовить договор с участием агентства недвижимости  или юристом и сдать документы в МФЦ самостоятельно.

 

Плюсы и минусы ЭП при сделках с недвижимостью

ЭП является обязательной при электронной форме подачи документов на регистрацию сделки купли-продажи. У электронной регистрации недвижимости есть свои плюсы и минусы. Во-первых, подача документов в электронной форме из офиса банка стоила в 2019 году 8-10 тысяч рублей. Недешево! Второй минус – это психологический дискомфорт участников сделки, так как при электронной регистрации лица не посещают Росреестр или МФЦ, а документы отправляются в электронном виде из офиса банка. После регистрации договор и выписка из ЕГРН с отметкой о регистрации поступают на электронную почту участников сделки. К плюсам относятся быстрая регистрация и надежность расчетов – при использовании банковского аккредитива защищены и продавец, и покупатель недвижимости.


Выводы 

1. ЭП – вещь действительно интересная, полезная и перспективная в долговременной практической работе. Она может избавить от беготни по судам, госучреждениям, организациями и т.д.
2. Покупать электронную подпись для разовой сделки нет смысла, так как это и хлопотно, и дорого, требует специальных знаний. Кроме того, это дополнительный шанс для мошенников (хакеров) украсть квартиру, а такие случаи были неоднократно и об этом много писали, специалисты знают.
3. Обращайтесь к специалистам, экономить на них не всегда правильно! Скупой платит дважды!!!

Олег Аболонин, юрист АН «Мегаполис-Сервис», г. Павловский Посад

 

Имя *
Телефон *
Город *
Ваш вопрос/комментарий
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Выберите город
Определить мой город
Россия